Екатерина Савлаева: Я перейду к ещё нескольким вопросам про ЭКО. Я знаю, что некоторые врачи-репродуктологи, прежде чем начать работу в этой области, идут к священнику и просят благословения. Батюшки дают его, но в целом отношение церкви к этому вопросу мне до конца не понятно. Оно немного двоякое. Можете, пожалуйста, рассказать об этом? Как церковь в общем относится к экстракорпоральному оплодотворению и вообще к вспомогательным репродуктивным технологиям?
Олег Дождиков: Раньше церковью это не принималось, но со временем было признано возможным. Церковь стоит на стороне жизни. Основной вопрос возникает тогда, когда заготавливается больше эмбрионов, чем собираются дать жизней, и остальных утилизируют — против этого церковь категорически возражает.
Если родители хотят ребёнка, но, например, заготовили пять эмбрионов, а одного хватило, а остальных просто утилизируют — вот против этого церковь.
Екатерина Савлаева: Да, это правда. Это сложный вопрос. Иногда женщины приходят с этим на консультации: что делать с оставшимися эмбрионами? Это уже из области медицинской этики, но и с церковной точки зрения здесь есть много вопросов. Воспринимать ли эмбрион как человека или только как скопление клеток? Тут столько нюансов, и нет чётких ответов.
Олег Дождиков: Церковь против утилизации эмбрионов. Так что выход — либо заготавливать минимальное количество, либо искать другие пути. Но тут тоже дилемма: а если потом не получится и эмбрионов больше не будет?
Ответственность в конечном счёте на родителях. Они должны решить, могут они взять на себя этот шаг или нет. Мы можем просчитаться, сказать: «Мы попробуем один раз и больше не будем».
Но мне кажется, церковь всегда на стороне жизни, Бог на стороне жизни, и родителям самим нужно принимать решение и брать ответственность. Если мы понимаем, что из всех созданных эмбрионов большая часть погибнет, то нужно заранее решить, готовы мы к этому или нет.
Что делать - я думаю, что нельзя решать за семью. Но эта дилемма есть, и её невозможно решить, как в математике — два плюс два. К сожалению, так не бывает.
Екатерина Савлаева: Я знаю такие случаи, но это большая редкость. И это скорее чудо: сколько получилось, столько и родили.
Олег, а что бы вы порекомендовали тем женщинам, которые приходят за благословением на ЭКО, но им его не дают? Таких историй много. И у них возникает огромная растерянность, ведь ЭКО для многих — единственный шанс родить ребёнка. Что делать в таком случае? Искать другого батюшку, идти в другой храм? Какие действия можно предпринять?
Олег Дождиков: Я однажды задавал этот вопрос и нашёл ответ, написанный священником. Можно почитать его рассуждения, и, возможно, после этого не придётся никуда идти.
Если священник не благословляет, я не знаю его причин. Но в целом принятое отношение Церкви таково, что ЭКО возможно при соблюдении определённых условий.
Я не могу отвечать за другого священника.
С ним можно вступить в диалог, показать ему эти материалы. Но вряд ли кто-то на это пойдёт.
Возможно, прочтение статей родителям хватит. Конечно, хочется живого общения, когда тебя поддержат словами: «Бог на стороне жизни, пробуйте. Дай Бог, чтобы у вас получилось».
Если человеку важно благословение, он может обратиться к другому священнику.
Екатерина Савлаева: Мне сейчас вспомнились слова моей тёти — она гинеколог-репродуктолог. Когда мы говорили с ней об ЭКО, она сказала, что, да, врачи многое делают. Но она точно знает: жизнь человека всё же не в наших руках, а душу вдыхает Бог. Мы лишь помогаем создать условия, но в этом процессе есть нечто большее, чем просто медицинская помощь. Как вы думаете, Олег?
Олег Дождиков: Я не вижу тут противоречия. Мы делаем то, что в наших силах. Ваша тётя делает всё возможное, чтобы помогать людям. А дальше — дай Бог, чтобы эмбрион прижился и появилась новая жизнь.
Екатерина Савлаева: К счастью, это происходит довольно часто. Я даже знаю самого взрослого в бывшем Советском Союзе ребёнка, который был зачат с помощью ЭКО. Это моя однокурсница по психфаку, ей сейчас сорок лет. ЭКО родители сделали в Германии. Мы говорили с ней о том, что если бы тогда её родители не решились на этот шаг, её бы просто не было. Сейчас она есть, помогает людям. И это здорово — видеть взрослых детей, рождённых благодаря ЭКО.
Олег, у меня для вас сложный вопрос. Он глобальный, но интересно ваше мнение. Вопрос от читательницы моего телеграм-канала.
«Согласно документу «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», криоконсервация эмбрионов считается нравственно недопустимой, так как может привести к их гибели. Разрешается замораживание лишь женских клеток, чтобы затем оплодотворять их поштучно. Однако при проведении ЭКО по ОМС такого выбора нет — он возможен только при платном лечении.
То есть если у супругов ограничены финансовые возможности, и при этом они считают себя православными христианами, им следует отказаться от ЭКО?
Добавлю, что технологии не стоят на месте, и сегодня процесс витрификации эмбрионов стал безопаснее.
Следует ли Церкви регулярно пересматривать свои документы по этическим вопросам, чтобы шагать в ногу со временем и поддерживать пары, отчаявшиеся стать родителями?»
Олег Дождиков: Лет тридцать-сорок назад представить такие технологии было сложно. Но верующие люди задавались этими вопросами, и перемены произошли. Я не знаю, каким будет решение Церкви в будущем.
Но, мне кажется, Бог — на стороне жизни. И ответ кроется именно в этом.
Екатерина Савлаева: Бог на стороне жизни… Думаю, так я и назову этот эпизод подкаста. Очень откликается.
Олег Дождиков: А ответственность в любом случае лежит на родителях.
Я думаю, что многие женщины, которые прошли ЭКО, если бы изначально пошли за благословением в церковь раньше, скорее всего, его бы не получили. Но теперь они воспитывают детей, любят их и радуются. Так что в конечном итоге решать родителям.
Екатерина Савлаева: И ещё один момент. Я знаю, что многие люди ищут священника, который мог бы поддержать в сложных вопросах. Как к вам можно попасть?
Олег Дождиков: Мы дадим ссылку в телеграм, там можно писать.
Екатерина Савлаева: То есть человек может записаться к вам на личную консультацию, написав вам?
Олег Дождиков: Да, конечно.
Екатерина Савлаева: Часто даже у психологов встречается такой запрос — про священника. Люди в поиске, особенно те, с кем уже обошлись небережно, у кого есть непростой опыт. Им не хочется отворачиваться от церкви, они ищут утешения, ищут, с кем можно про это поговорить. И психолог здесь не совсем подходит, я, например, не могу заменить священника — это абсолютно разные роли, разные знания, взгляды, мировоззрение. Но я тоже часто работаю с верующими людьми.
Чувство вины у них, как правило, намного сильнее, чем у тех, кто дальше отошел от веры. Хочется завершить словами поддержки.
Что бы вы могли сказать тем людям, которые на пути к ребенку сталкиваются с огромным количеством препятствий? Иногда им кажется, что они уже не в силах справиться и вынести этот груз.
Олег Дождиков: Тут сложно сказать что-то общее. Если человек долго мучается, и ты ему говоришь "надейся, все будет хорошо" — я не могу этого сказать. Конечно, хочется, чтобы ваше желание исполнилось, но важно соизмерять желания с возможностями.
Мне приходят на ум только общие фразы, а их бы не хотелось произносить. Просто я привык работать лично, один на один. Даже на проповеди понимаешь, когда подходишь к человеку, что можно сказать. В общем-то, можно говорить одно и то же, но разными словами.
Хотелось бы, чтобы радость обязательно была в вашей жизни, и та большая радость, которую вы ждете, чтобы она случилась. Но не всегда так получается, к сожалению.
Екатерина Савлаева: Не всегда... Часто получается, но не у всех. У каждого свой путь.
Олег, спасибо вам огромное. Мне кажется, а даже уверена, что то, о чем вы сегодня говорили, для многих станет важным. Я много общаюсь с мамами — будущими, настоящими, с теми, кто мечтает ими стать. Я знаю, сколько в них боли, сколько горя, и я уверена, что ваши слова помогут. Я вам очень благодарна.
Все вопросы можно задавать в телеграм-канале perinatalist, ссылка тоже будет в описании. Делитесь своими откликами — какое впечатление на вас произвел этот эпизод, какие слова вам откликнулись, что для вас было важно.
Это был подкаст "Репродуктивный квест". До встречи!