Екатерина Савлаева
подкаст "репродуктивный квест" 16 эпизод

"За что мне это?"

Безмолвный вопрос при бесплодии или перинатальных потерях.

"За что мне это? Почему мои руки пусты? Что я сделала не так и за что наказана, что материнство - это лишь мои мечты, а реальность иная?" Эти вопросы задают себе многие женщины, ступившие на репродуктивную дорогу и долго идущие по ней без ребенка на руках. В этом эпизоде не будет ответов. А будут мои мысли про вопрос "за что", про концепцию наказания и иллюзию справедливости мира. Будут размышления и мощная цитата про "лживую иерархию благословенных и проклятых". Неужели Бог правда наказывает детьми? Приглашаю слушать и рассуждать вместе со мной и с моими читательницами, чьи ответы на этот вопрос вы тоже услышите в этом эпизоде.

Тайм-коды:

Вступление. "За что" и варианты ответов.

05:50 Когда наказывающий - Бог. Наказывает детьми?? А еще цитата от сотрудницы детского хосписа.

07:47 "Лживая иерархия благословенных и проклятых".

13:20 Видим в Боге злого властного манипулирующего родителя

14:04 Вопрос "за что" как поиск справедливости

14:55 Представим себе, что это действительно так. Но факты говорят обратное. Для чего?

17:28 "А что я могу с этим сделать? И как мне учиться дальше с этим жить?»

1
За что?
За что мне это? Почему мои руки пусты? Что я сделала не так и за что наказана, что материнство - это лишь мои мечты. А реальность совсем другая. В этом эпизоде не будет ответов. А будут мои мысли про вопрос за что, про концепцию наказания и иллюзию справедливости мира. Иллюзию. И также я задала вопрос в запрещенной сети и в этом эпизоде будут цитаты.

И вопрос "за что мне это", это не совсем психологический вопрос.

Мне кажется, что это больше вопрос риторический, на который нет конкретного ответа.

За что мне это?

Бог наказал?

Я недостойна?

Ну почему я?

Эти вопросы задают себе многие женщины, ступившие на репродуктивную дорогу и долго идущие по ней без ребенка на руках.

Некоторым удается узнать, что такое ощущать себя беременной.

Другим неведомо это ощущение. Пустые руки. Пустой живот.

За что? Почему я?

Словно раздается плач по нашей планете. Плач беззвучный. Вопросы задаются чаще всего молча.

Иногда на вопрос "за что?" находится разные вариации ответов. Например, делала аборты. За здоровьем не следила. Птичку в детстве не спасла. Еще в чем-то виновата.

«Иногда я думаю, что у меня проблемы «из-за ошибок юности и молодости»… Например, КОК или таблетки для аборта, которые пить в течение 24-48 часов. Но чаще все таки вопрос "для чего?"»
«За аборты многочисленные бабушки, я так тогда для себя определила».
«Да ни за что, потому что уже за все отплатила. За 2 аборта получила 2 замершие беременности».
2
Также вариаций может быть еще много:

Вовремя не начала задумываться о ребенке.

Была увлечена карьерой, потому что это казалось наиболее важным в этот момент.

Может быть, за это такое наказание?

Мозг ищет ответы - за что.

Но тут же могут вступить контраргументы. Весомые, тяжелые.

Примеры той, которая после трех абортов родила двоих детей. Или примеры той, которая курила, пила много и легко забеременела. Или примеры людей, которые детей не любят и никогда их не хотели, но беременность у них наступала.

И тогда возникает вопрос: но ведь у них есть дети. Их эта кара не настигла.

Тогда за что?

Вопрос "за что?" - словно объемнее и тяжелее чем чувство вины. Чувство вины - "я сейчас что-то сделала не так и несу последствия". А вопрос "за что" - он большой, он может быть длительным по времени. Он может охватывать прошлые поколения или для кого-то даже жизни. За грехи прошлой жизни. И сейчас это урок, который нужно пройти. Есть еще такая версия.

Этот вопрос закономерен, с одной стороны. Так мы пытаемся найти объяснение порой необъяснимому. Мы пытаемся вернуть себе контроль. Ведь если есть ответ на вопрос "за что", то это словно ошибка, которую возможно исправить. Это как будто дает шанс, что мы искупим свою вину и получим желаемое. А в случае, когда это уже невозможно - мы словно сможем не допустить повторения, если найдем ответ на этот вопрос.

А с другой стороны, этот вопрос для меня некорректен.

В нем уже содержится ответ. В нем содержится концепция, что потеря или невозможность иметь ребенка или трудности к тому, чтобы стать мамой - это как будто наказание. Вот как родитель в детстве наказал за разбитую вазу. А сейчас кто-то другой наказывает за какие-то проступки. Кто другой?

«Возникал и лично у меня. За то, что грешна , если коротко. Это разбирала в своей личной терапии. У меня была очень твердая установка : «Бог страдал и я так претерпеваю свои страдания».
Иногда этот другой это Бог. И тут возникает много вопросов.

То есть, с одной стороны, он не дал жизнь ребенку или не спас его. А с другой стороны - он этим словно наказал родителя за какие-то проступки.

То есть лишать жизни ребенка, чтобы наказать другого человека - это разве про милосердие и любовь? У меня вопрос: может ли жизнь ребенка или здоровье ребенка являться таким средство манипуляции со стороны Бога?
«Отвечая на вопрос "за что"? Мне очень близка мысль, что ни за что, и не для чего. Так просто есть. Это жизнь. Она разная и такая тоже. Каждый день кто-то умирает, болеет.

И мне очень не близки идеи про карму, родовые грехи, волю бога, что через это мы растем, развиваемся, просветляемся и т.п. Я работаю в детском хосписе. И часто родителям окружение транслирует подобные мысли. Но в таком случае Бог получается садист, если нас таким образом "растит", приближает к себе. Давно чувствовала это сама, недавно услышала похожую мысль у православного священника. И порадовалась, что не одна так думаю.

Конечно, нас это меняет. И мы действительно, можем стать через потерю ближе к себе. А можем и не стать. В любом случае эти выводы должен делать сам человек, который проходит этот путь».
3
Дальше у меня для вас есть для вас объемная цитата.

Идея о том, что некая всеохватная вселенская сила решает, кому жить, а кому умереть, создает, как пишет Шерил Стрейд, «лживую иерархию благословенных и проклятых».

Цитата из ее книги «Прекрасные мелочи». В книге она отвечает на вопросы читателей. Один из вопросов был от мамы, 6-месячная дочка которой оказалась в тяжелом состоянии, у нее обнаружили опухоль головного мозга и ее мама очень волновалась накануне операции и задавала вопросы о существовании Бога.
«Я раскрыла истину, которую они были готовы узнать (они - дети автора). Не о христианстве, но о состоянии человека – о том, что страдание является составной частью жизни. Я знаю это. Ты это знаешь. Почему-то мы забываем об этом, когда с нами случается что-то по-настоящему ужасное, но это так. Мы недоумеваем: «Почему я?», или «Как такое может быть?», или «Какому ужасному Богу захотелось бы так поступать?», или «Сам факт того, что это случилось со мной, доказывает, что Бога нет».

Мы ведем себя так, будто не знаем, что каждую секунду ежедневно с самыми разными людьми случаются ужасные вещи, и единственное, что изменилось в нашем мире, или в существовании / несуществовании Бога, или в цвете неба, – это то, что ужасные вещи произошли с нами .

Неудивительно, что у тебя возникают такие сомнения в этот кризисный период, сладкая моя горошинка. Вполне естественно, что ты чувствуешь себя надломанной, испуганной и забытой Богом, который, как тебе хочется верить, явит свою милость и защитит самых дорогих тебе людей.

Бесчисленное множество людей было уничтожено по причинам, которые невозможно объяснить или обосновать с позиции духовности. Делать, как делаешь ты, спрашивая, «если бы на свете был Бог, почему он позволил моей маленькой девочке перенести операцию, которая могла угрожать ее жизни?» (вполне понятно, почему ты задаешь этот вопрос) – значит создавать ложную иерархию благословенных и проклятых. Использовать личную удачу или неудачу как лакмусовую бумажку для проверки существования Бога – значит конструировать лишенную логики дихотомию, принижающую нашу способность к истинному состраданию. Она подразумевает некое благочестивое «услуга за услугу» и противоречит истории, реальности, этике и логике. Она не желает признавать, что другая половина вознесения – та самая половина, которая делает вознесение необходимым, – вначале непременно должна быть прибита гвоздями к кресту.

Твой вопрос – о Боге. Однако если заглянуть в суть, то он не так уж отличается от других вопросов, которые люди задают мне. Они говорят: «мои ожидания обмануты» и «я хочу в следующий раз справиться лучше». Мой ответ тоже не будет оригинальным: «Чтобы справиться лучше, придется предпринять еще одну попытку».

Вероятно, благо, которое может исходить из твоего ужасного опыта, – это комплексное понимание того, что значит для тебя Бог, чтобы в следующий раз, когда тебе понадобится духовное утешение, ты могла опереться на нечто более прочное, чем шаткий заборчик: «Я поверю в Его существование, только если Он даст мне то, чего я хочу».

Сидя у койки Эммы в палате интенсивной терапии, ты уже выяснила, что твое представление о Боге как о несуществующем духе-человеке, который может услышать твои молитвы, а может и не услышать; может вмешаться, чтобы спасти твою задницу, когда дело пахнет керосином, а может и не вмешаться, – это проигрышное представление. Так что от тебя зависит создание более масштабного представления. Лучшего представления. На самом деле – почти всегда – оно оказывается меньшим.

Что, если ты позволишь своему Богу существовать в простых словах сострадания, которые говорят тебе другие?
Что, если вера – это ощущение, которое возникает, когда ты прикасаешься рукой к священному телу своей дочери? Что, если величайшая красота дня – это луч солнечного света в твоем окне? Что, если случилось нечто ужасное, а ты все равно воспрянула духом? Что, если бы ты поверила в человеческое измерение? Что, если бы ты внимательнее вслушалась в историю человека на кресте, который нашел способ вытерпеть свои страдания, чем в рассказы о невероятных чудесах мессии? Увидела бы ты в этом проявления чуда?»


Шерил Стрейд
Писательница
Я не сильна в вере, в вопросах религии. Но что-то мне подсказывает, что Бог - это про любовь. А когда мы думаем, что он наказывает нас, забирает у нас детей, мы как будто видим в нем злого властного родителя. И тут вопрос: а какие родители были у вас?

Все эти вопросы очень сложны. С одной стороны я за то, чтобы брать на себя ответственность за свою жизнь. С другой - я вижу, что есть вещи, которые больше чем мы. Например, жизнь и смерть.

Никто и ничто нам как будто не принадлежит.
4
И еще в вопросе «за что» мы словно ищем справедливости. Мы как будто обращаемся к детской иллюзии - мир справедлив. И в нем, сделала плохой поступок - получай наказание. Сделала хороший - на тебе цветочек. Если бы все было так просто. Это иллюзия. И у взрослых людей в какой-то момент происходит ее крушение. Когда мы видим, как плохие вещи случаются с очень хорошими людьми. Когда уходят от нас очень хорошие люди или с ними что-то случаются. Когда в этом мире страдают дети. Они еще не успели нагрешить и получить свое «за что».

И представим, что бесплодие или перинатальные потери - это реально наказание за что-то. И тут у меня не бьется. Я видела много разных случаев. Они все разные. Их объединяет чаще всего одно - горе.

И со временем возможно некоторым захочется вопрос "за что" переформатировать в "для чего". Говорю, что возможно. Потому что не обязательно. Особенно в ситуации перинатальной потери.

Но вопрос "для чего" тоже имеет две стороны медали. Одни из сторон - как будто чтобы я что-то поняла, что-то в себе изменила, мне нужно пройти вот такие испытания и расплатиться ребенком. Звучит жестоко. Стоит ли игра свеч? Я думаю, что практически все скажут, что нет.

Для чего этот тяжелый путь к материнству с возможно неясным финалом? Для кого-то с финалом, в котором не будет ребенка? Для чего нужно пройти через все те чувства, которые возникают на этом пути? Для чего этот опыт, от которого бы лучше отказаться? Для чего эта сверхспособность проживать миллион потерь на пути и уже уметь это горе проживать?

У меня нет ответа. У каждого он будет свой.

А еще вместо для чего можно подумать о том, а что я буду делать с тем, что есть.

"Возникал вопрос: «Почему я годами игнорировала эндометриоз и не начала лечение пока еще можно было обойтись малой кровью?», а потом уже поздно было изводить себя мыслями «За что?». Хотелось сконцентрироваться на поиске решения проблемы и испробовать все методы лечения прежде чем впадать в уныние, хотя, честно говоря, не просто было отгонять мысли «А что, если не получится?» и усмирять родительскую тревожность. «За что?» - это не продуктивно".

«Возникал вопрос «За что», чувствовала, что меня кто-то наказывает без объяснения причин. А вот так. Просто и всё. Сейчас будет так. И ты такая: "В смысле? Почему я? За что? Объясните мне". А никто не может объяснить. И потом ты находишь ответы сама, спустя время… и это «за что» вдруг рассматривается по-другому… Но это потом. А в моменте чувства совершенно другие.

Для меня по-другому как опыт, который помог мне увидеть новое и ценное в настоящем. И принятие, что вот так бывает. Просто так. Так случилось. Никто не виноват. Виновных нет. И я не виновата и следовательно не «за что» мне это? А что я могу с этим сделать? И как мне учиться дальше с этим жить».

Вывода не будет, потому что это эпизод-размышление. Возникал ли у вас такой вопрос "за что"? И если да, то какие ответы были? Поделиться можно в моем телеграм канале или в Инстаграм.
Буду благодарна за ваши мысли и отклик. Сделать это можно в моем телеграм канале или в инстаграм. Где вам удобнее. Там же можно предложить темы для новых эпизодов.

Если хотите поддержать подкаст - подпишитесь на него. Ниже все ссылки на него. Также можно просто ввести в приложениях для подкастов в поиске "Репродуктивный квест".
Екатерина Савлаева
автор подкаста
Как слушать подкаст не на сайте?
Listen on Apple Podcasts
В любом удобном для вас приложении:
Apple Podcasts (кликабельно)
Яндекс Музыка (кликабельно)
Гугл подкасты (кликабельно)

Вы можете ввести название подкаста "Репродуктивный квест" в поиске в удобном вам приложении

Или перейти на сайт подкаста и выбрать ссылку там. Вариантов много)

Не забудьте подписаться на подкаст. Это очень важно и для его развития, и для того, чтобы вы узнали о выходе нового эпизода.
В моем телеграм канале PERINATALIST много информации на эту тему. Подписывайтесь!

Группа сопровождения для тех, кто хочет стать мамой

но пока не получается.

Групповая терапия 4 встречи + чат поддержки
Всего 6 участниц

Полезные материалы на сайте

Подписывайтесь на меня в соц.сетях